Отдел разработки франшиз
пн–пт 10:00–19:00
Обратный звонок
Москва, Большой Тишинский переулок, дом 38
Франчайзинг СтатьиЧто надо проверить в первую очередь при покупке франшизы

Что надо проверить в первую очередь при покупке франшизы

Покупая франшизу, предприниматель делает стратегические инвестиции в будущее своей семьи. Когда получить достоверную информацию бывает трудно, именно внимание к деталям и «мелочам» поможет избежать неверных шагов.

Мы выделили 5 признаков, на которые необходимо обратить внимание:

1. Представлена ли фирма – владелец франшизы в интернете? Обращайте внимание на то, есть ли у компании свой сайт, имеет ли она страничку в социальных сетях. Наличие сайта и особенно бурной жизни компании в социальных сетях – верный признак того, что компания живая, не вчера вышла на рынок, правильно и современно выстраивает коммуникацию с клиентами. Значит и вы, когда купите эту франшизу, станете частью этой общности людей.

Если же сайт есть, но он сделан на скорую руку, располагается на 1 странице, содержит формальные тексты, предназначенные для поисковых роботов, то дело плохо. Тут есть повод насторожиться и поискать другую франшизу.

2. Сайт у продавца франшизы есть, но на нем отсутствует информация о франчайзинге, или она представлена скупо. Или вам предлагается заполнить анкету и указать свой адрес, на которой будет выслана информация. Такой подход вызывает сомнение в том, что продавец намерен раскрыть информацию, а не собирает маркетинговые данные.

Обычно проверка, которую мы проводим, показывает, что опасения бывают не беспочвенны: либо у предприятия товарный знак не зарегистрирован, либо покупателю вместо классического договора франчайзинга (коммерческой концессии) предлагается "кривая" правовая конструкция. И в том и в другом случае назвать такую схему франчайзингом нельзя, как нельзя рассчитывать на то, что права покупателя франшизы будут защищены. 

3. На сайте продавца франшизы нет контактного телефона, и не указано имя ответственного лица. Эта деталь может показаться на первый взгляд не столь важной. Но с высокой степенью вероятности это говорит о том, что франчайзинг как система у предприятия не отработана, внутри предприятия нет структуры, ответственной за франчайзинг. Стоит задуматься, кто будет помогать вам со стороны франчайзера, когда вы будете открывать предприятие по этой франшизе? Будет ли вам предоставлена команда поддержки, или вам придется выпрашивать и выклянчивать помощь?

4. Готов ли продавец предоставить вам для ознакомления бизнес-план франчайзингового бизнеса? Мы часто сталкиваемся с тем, что продавцы под разными предлогами отказываются предоставить покупателю типовой бизнес-план.

Мы считаем такую постановку вопроса неправильной. Покупатель имеет право знать, на что конкретно он потратит свои деньги. Кроме того, покупатели имеют право ознакомиться с финансовой моделью бизнеса, которая показывает как на прибыльность влияют такие факторы как средний чек, проходимость, наполняемость торгового зала или ресторана и проч. И если продавец не раскрывает эту информацию, значит либо он что-то скрывает, либо не заинтересован в продаже франшизы. Мы настаиваем на том, что данная информация должны быть общедоступной, иначе не надо называть это франчайзингом.

5. Некоторые крупные сетевые продавцы имеют критерии, по которым они отсеивают покупателей. Они продают франшизы только тем, кто откроет несколько точек на большой территории. Конечно продавцы имеют право предъявлять подобные требования. Но не все об этом указывают открыто и тем самым вводят в заблуждение многих предпринимателей, которые наивно полагают, что смогут работать под известным общероссийским брендом. Отсутствие желания продавца раскрывать информацию заставляет задуматься, является ли такая работа франчайзингом вообще? Или это очередной "междусобойчик", прикрываемый модным словом «франчайзинг»?

Григорьев Леонид Эльгенович

К.э.н., генеральный директор компании «РУССИКОН ГРУПП»

Отдел разработки франшиз:
Наверх ↑