Как защитить доброе имя франчайзингового предприятия в сети интернет
Отдел разработки франшиз
пн–пт 10:00–19:00
Обратный звонок
Москва, Улица 1905 года, д.10а., стр.1

Как защитить доброе имя франчайзингового предприятия в сети интернет

02.01.2017

Доброе имя – весьма дорогая штука, которая к тому же нарабатывается годами, а теряется в момент. Порой достаточно двух-трех отзывов на профильных сайтах.

По официальному мнению (см. например, приказ ФСФР от 27.10.05 № 05-52/пз-н), для восстановления деловой репутации достаточно двух лет, но у партнеров, клиентов и потребителей очень долгая память.

Замечательно, если есть собственный специалист по работе с отзывами, причем непременно добросовестный и грамотный. Конечно, многие сторонние спецы предлагают поуправлять репутацией за внушительное вознаграждение. Но вряд ли те же исполнители откажутся от предложения вашего конкурента, посулившего больше.И потом, нельзя исключать и прямого мошенничества. Создаются сайты «объективных» отзывов, на них «льется» грязь и враки – а потом владельцы-«правдорубы» собирают жатву за то, чтобы удалить отрицательные отзывы (зачастую – фальшивые, купленные на биржах отзывов).

Если, скажем, конкурент создал «ваш» аккаунт в соцсети и публикует там всякие гадости и ложь, то вы можете потребовать возбудить дело по факту клеветы (ст. 128.1 УК РФ) и добиться наказания (штраф до 500 000 руб., обязательные работы на срок до 160 часов).

С фирмами дело сложнее. Проблема в том, что в большинстве случаев суды отклоняют иски по защите деловой репутации, и проблема не в продажности судей или несовершенстве судебной системы, а в недостаточной подготовке дела. Потребовать защиты деловой репутации (опровержения) можно лишь при одновременном наличии трех условий:

  • сведения распространены;
  • распространенные сведения не соответствуют действительности;
  • распространенные сведения порочат деловую репутацию заявителя.

Эта триада должна быть доказана в судебном заседании, т. е. явно следовать как из искового заявления, так и из приложений к нему. Если хотя бы одно из условий не доказано, то и иск не может быть удовлетворен (на что указал в свое время Верховный суд, см. постановление от 24.02.05 № 3). И «клеветник» совершенно спокойно избегает наказания на том основании, что просто высказал свое мнение (оценочное суждение, мнение, убеждение). А это святое право человека (ст. 10 Конвенция о защите прав человека и основных свобод, ст. 29 Конституции РФ). Иное дело – факт, который можно проверить. Например:

«Глава муниципалитета и директор ООО “Честный труд”– уголовники и взяточники» - это факт. Если вступивших в силу приговоров нет, то при соблюдении двух других необходимых условий, можно ставить вопрос о судебном преследовании;

«ООО “Честный труд” выиграло тендер муниципалитета. Еще один откатец» - это, скорее всего, судья расценит как ненаказуемое собственное мнение.

Достаточно часто клевета распространяется на профильных сайтах, как правило, на форумах. Можно ли в таком случае призвать к ответу владельца всего сайта? Увы! Судебная практика показывает, что если сведения распространены в разделе «Отзывы» или на форуме, то суд, скорее всего, заявит, что форум – он и есть форум, т. е. инструмент для общения и высказывания собственного мнения. Тем более что в большинстве случаев на форумах «сидят» не под своими именами. Хотите оспорить – вступайте в полемику, а владелец ресурса тут не причем. Аналогичным образом ни редакция, ни главный редактор, ни журналист не несут ответственности за распространение сведений на форуме сайта их СМИ.

Обратиться к провайдеру? Он вряд ли будет ввязываться в корпоративные войны. Вот если на аккаунте «клеветника» или на том же сайте опубликованы криминальные вещи (в идеале - экстремистские материалы и (или) нацистская (или ЛГБТ) символика). В таком случае обиженному предпринимателю как сознательному гражданину прямо-таки необходимо обратиться в прокуратуру.

Как быть, если установить данные ответчика вообще невозможно? Мало ли где зарегистрирован этот сайт и где находится его владелец. В таком случае можно предложить воспользоваться возможностью, предоставленной Гражданским кодексом (п. 6 ст. 152). А именно: обратиться в суд с требованием о признании распространенных сведений не соответствующими действительности.

Что можно посоветовать для цивилизованного решения вопроса:

 

  • написать письмо владельцу ресурса – вполне возможно, что ситуацию можно решить и без суда;
  • убедиться в том, что имеет место распространение негативных фактов, а не партизанский пиар конкурента – увы, в последнем случае остается лишь переругиваться (т. е. «включиться в дискуссию»);
  • убедиться, что распространяемые факты в самом деле не соответствуют реальности;
  • установить автора и распространителя информации. если не получится установить имя нарушителя или наименование фирмы приведет к тому, что даже если суд встанет на вашу сторону, исполнения решения не будет.

Напоследок напомним, что есть еще один инструмент – обращение к оператору поисковых систем (Яндекс, Google и т. д.) с требованием прекратить выдавать ссылки на информацию о себе. Таким образом также можно изъять из интернета информацию, распространяемую с нарушением закона, недостоверную и неактуальную. Причем оператор, получивший такое требование, должен держать этот факт в тайне, и удалить данные удалят – правда, лишь из поисковой выдачи. Почему бы не попробовать? Вот несколько полезных адресов:
https://yandex.ru/support/zout_abuse/troubleshooting/oblivion.xml - для Яндекса (и Рамблера)
https://support.google.com/legal/contact/lr_legalother?product=websearch – для Google
https://go.mail.ru/support/oblivion/ - для Mail.ru

 

Как защитить доброе имя франчайзингового предприятия  в сети интернет
Отдел разработки франшиз:
Наверх ↑