Как проверить надежность франшизы?
Отдел разработки франшиз
пн–пт 10:00–19:00
Обратный звонок
Москва, Улица 1905 года, д.10а., стр.1
Франчайзинг СтатьиКак проверить надежность франшизы?

Как проверить надежность франшизы?

28.02.2017

Как проверить надежность франшизы?

Лучший способ убедиться в надежности выбранной франшизы – внимательно изучить документы и проверить данные, представленные франчайзером. Однако до этого времени можно совершить предварительную оценку ряда ключевых моментов.

Покупка франшизы. Наиболее распространенные ошибки

Самая большая ошибка – не выяснить, есть ли вообще у франчайзера права на товарный знак и вправе ли он передавать их кому бы то ни было?

Впрочем, и известный бренд, и зарегистрированный товарный знак далеко не всегда гарантируют успех, хотя, конечно, известная марка – весомый довод в пользу той или иной франшизы. Равно как и количество проданных франшиз может свидетельствовать как о блестящем состоянии сети, так и о том, что франчайзер собирается разориться, предварительно получив по максимуму от наивных и доверчивых.

Общепризнанная проблема российского рынка франшиз перенасыщенность псевдофраншизами, созданными с единственной целью - обогатиться за счет того, кто не хочет изучать рынок, просить совета у профессионалов, зато горит желанием «вложиться». Куда угодно, хоть в «МММ» - а что? Математически модель безупречна и весьма доходна. Тут достаточно нанять опытного продажника, а уже он убедит будущего «партнера» в том, что он упускает крутейшую франшизу.

Кстати, об «МММ». Неразумно отзываться на непонятно откуда взявшиеся и тем более анонимные предложения. Состоявшимся франчайзерам ни к чему прятаться за абонентскими ящиками, а вот для пирамид и «многоуровневого маркетинга» это обычное дело. Также как и массовые сходки, и мероприятия «для установления контактов».  

Навестите франчайзора

Солидные франчайзоры всегда готовы к общению, тем более что по европейским стандартам:

«Франчайзер должен принимать в систему новых франчайзи только после разумной проверки кандидатов и при наличии у них основных навыков, образования, личных качеств и финансовых ресурсов, достаточных для ведения франчайзингового бизнеса» (см. Европейский Кодекс Этики Франчайзинга).

Но правильный франчайзер предпочтет индивидуальные переговоры и консультации. Именно поэтому должно насторожить нежелание встретиться с вами и, тем более, не в офисе франчайзора, а на нейтральной территории.

В то же время не надо обижаться, если франчайзор предпринимает меры по защите информации – напротив, это весьма благоприятный признак. Значит, франчайзор заинтересован в защите своих наработок (и, само собой, франчайзи, которые этими наработками пользуются). В то же время, если от вас требуют подписания любого предварительного договора, вы вправе получить письменную информацию  относительно:

  • целей заключения этого договора;

  • суммы возможного возмещения франчайзеру в случае невыполнения франчайзи условий данного договора.

Договор о неразглашении должен содержать срок его действия и ситуации, при которых он может быть расторгнут.

Ориентируйтесь на собственные оценки

Помощь профессионалов при выборе франшизы крайне необходима. В то же время любой человек – и прежде всего бизнесмен, - обязан самостоятельно разобраться в том, что он собирается делать, а не мечтать о том, что кто-то примет его в «великое белое братство богатеев». Франчайзинговый брокер – это великолепно. Но куда разумнее связаться непосредственно с франчайзерами. Позвоните или напишите письмо – порой этого бывает достаточно, чтобы перестать смотреть в эту сторону. Франчайзор и его сотрудники должны быть заинтересованы в вас и готовы представить необходимую информацию. А бесконечная цепь переключений с сотрудника на сотрудника, ссылки на отсутствие менеджера (отдела) по франчайзингу, и тем более отказ выслать коммерческое предложение может говорить о том, что:

  • франчайзинговым направлением в фирме не занимаются;

  • вы столкнулись с аферистами.

Слишком низкая цена как повод насторожиться

С экономической точки зрения на стоимость франшизы влияет целый ряд затрат, в том числе:

  • разработку и регистрацию товарного знака;

  • рекламу и страхование;

  • маркетинговые исследования относительно выбора мест сбыта;

  • получение необходимых разрешений, лицензий, сертификатов и т. п.;

  • обучение персонала.

В случае если бренд уже завоевал популярность, неизбежны затраты, направленные на обеспечение охраны объектов интеллектуальной собственности, судебные издержки и т. д.

В этой связи возникает вопрос: за счет чего покрывают все эти издержки «франчайзоры», которые готовый раздавать франшизы направо-налево, причем забесплатно? Если же фирма не тратится на вышеописанные «формальности», то возникает вопрос: за что вообще вы собираетесь платить?

Одно дело – приобрести франшизу известного бренда за 2,5 млн руб и 7% ежемесячно, и другое дело – амибициозной, но почти неизвестной фирмы, предлагающей «кофе с собой» за 300 тыс. и 2 руб. с каждого стакана. По сути, предлагается открыть кофе-киоск – идея отличная, товар и формат ходовые, но не логичнее будет вложить эти деньги в развитие самостоятельного бизнеса? Впрочем, в любом случае решать вам.

Срок окупаемости – 24 часа?!

В любом случае из коммерческого предложения вы должны узнать не только историю компании, ее миссию  и цели, но и конкретные меры поддержки франчайзи (обучение и маркетинг), и четкие размеры инвестиций, паушального взноса, роялти и всех иных затрат, которые придется понести вам. Не стоит сильно рассчитывать на то, что все затраты окупятся, как обещано, за 2-3 мес. Скорее всего, максимум, что вы сможете «отбить» за это время – взнос. И правильный франчайзор обязательно объяснит это, присовокупив, что срок окупаемости прочих затрат зависит от того, как быстро и эффективно вы организуете работу, найдете клиентов, обучите персонал… Покупка франшизы не отменяет общих законов экономики, и прежде всего факторов, влияющих на срок окупаемости. И, если вас пытаются убедить, что все ваши затраты отобьются со скоростью света, то имеет смысл вежливо попрощаться.

Другие франчайзи – партнеры или конкуренты?

Рекомендации РАФ и здравый смысл подсказывают, что стоит запросить у потенциального фрначайзора имена и адреса всех действующих франчайзи, статистику по количеству франчайзи за последние три года (лучше с разбивкой по годам) и по прекращению договоров (сколько франчайзи прервали договор и по каким причинам). Много говорится о том, что франчайзор рискует, отдавая вам свои наработки, бизнес-модель и т. д. Но потенциальный франчайзи рискует не меньше – потратить свои деньги и бесценное время на «пустышку». Так что вы имеете полное право получить данные о системе, по которой предполагаете работать.

А уже потом можно самостоятельно проверить достоверность представленной информации. Порой бывает достаточно позвонить одному из заявленных франчайзи или проехаться до указанного адреса, чтобы убедиться, что никакого франчайзи там нет.

Если же есть, то имеет смысл пообщаться с ними и выяснить, в самом ли деле франчайзор выполняет все, что обещает. Конечно, если к вам отнесутся с пониманием, то можно побеседовать на тему оправдавшихся ожиданий, регулярности поставок, планов на будущее и даже спросить мнения относительно того, стоит ли именно вам покупать эту франшизу.  Если же понимания найти не удастся, то и это тоже информация к размышлению: несмотря на то, что франчайзор каждому из вас определит свой надел, переманивание клиентов – обычная практика. Даже несмотря на то, что официально внутри системы наверняка запрещается переманивать клиентов.

Еще раз подчеркнем: все вышеописанное – только «разведка боем». 100%-ую уверенность в надежности выбранной франшизы может дать только изучение документов. Даже если вы в восторге от увиденного, услышанного и прочитанного, не спешите ничего подписывать – тем более,  если вас торопит франчайзор. «Сегодня уже поздно», «к черту все – бери и делай» - это весьма сомнительный тезисы: надежные, серьезные франчайзоры всегда дают время для принятия решения и  ознакомления со всеми необходимыми документами.   

Если франчайзи еще нет

Этот факт часто выясняется в результате игр в детектив. Франчайзер легко представляет несколько телефонов действующих франчайзи, по которым можно получить самые положительные отзывы о франшизе. На этом можно было бы успокоиться. Однако на практике нередко оказывается, что эти номера куплены франчайзером (или его доверенными лицами) и используются исключительно для того, чтобы создать впечатление развитой франчайзинговой сети. Положительные отзывы в интернете – тоже не 100%-ная гарантия надежности, разумнее искать отрицательные и списываться с оставившими их людьми. Или анализировать судебную практику. Таким путем можно не только выяснить правду, но и пообщаться с теми, кто уже наступил на эти грабли.

Иное дело, если вам прямо говорят о том, что вы будете первым.

Основной плюс – вам не врут. И, скорее всего, можно рассчитывать на особое отношение и условия работы, как первому партнеру. Отсутствие франчайзи – не криминал. В конце концов, Европейский Кодекс Этики Франчайзинга обязывает франчайзера:

перед началом создания франчайзинговой сети, испытать концепцию в собственной точке в течение достаточно длительного срока.

Так что надо обратить внимание на дату регистрации франчайзера как фирмы (ИП) и на дату старта франшизы. Если это произошло недавно, то имеет смысл задуматься, готовы ли вы стать франчайзи «сырого» франчайзера. Похвально, когда молодой успешный и амбициозный бизнесмен горит желанием расширяться, «упаковав» свой опыт и наработки во франшизу. Однако можно ли за недолгое время можно наработать ценный опыт, бизнес-модель, создать выверенную и проверенную технологию? И если «да», то в самом ли деле эти активы стоят того, чтобы покупать их, обкатывать на себе и своих клиентах и платить за это? Похоже на подопытного кролика – или же на бизнес-партнерство, когда выходы из сложных ситуаций ищут совместно. Но в таком случае теряется сам смысл модели франшизы. Отдавать деньги за то, чтобы проходить тот же путь и набивать те же шишки, что и при самостоятельной работе представляется сомнительной идеей.

Отдел разработки франшиз:
Наверх ↑