Франчайзер поставил некачественный товар
Отдел разработки франшиз
пн–пт 10:00–19:00
Обратный звонок
Москва, Улица 1905 года, д.10а., стр.1

Франчайзер поставил некачественный товар

28.02.2017

Франчайзер поставил некачественный товар

Если франчайзер поставляет некачественный товар, то, скорее всего, это не франчайзер. Для этого утверждения есть как минимум несколько оснований.

Поставка некачественного товара – не в интересах франчайзера

Предполагается, что он долго нарабатывал положительный опыт и авторитет, вкладывался в разработку и правовую защиту торгового знака, и теперь предлагает все это приобрести в формате франшизы. Качество продукции – одна из ключевых ценностей франшизы, поэтому закон и устанавливает обязанность франчайзи:

  • продавать товар (проводить работы, оказывать услуги) такого же качества, что и франчайзер;

  • соблюдать инструкции и указания правообладателя;

  • оказывать все те же дополнительные услуги, что и правообладатель и т. д.

Этим обязанностям отвечает права франчайзера:

  • проверять качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых);

  • отказаться от исполнения договора, если франчайзи грубо нарушает условия о качестве, игнорирует инструкции и указания и т. п.

Франчайзер несет ответственность за качество продукции франчайзи

Франчайзер отвечает за качество продукции (работы, услуги), реализуемой под его товарным знаком в силу прямого указания закона (ст. 1034 ГК РФ). И если потребитель предъявит претензию к качеству товара (работы, услуги) франчайзи, то франчайзер будет нести субсидиарную (дополнительную) ответственность по предъявляемым к франчайзи требованиям. Если же франчайзи откажется удовлетворить требования потребителя, то удовлетворять будет франчайзер. Если же речь идет о качестве изготовляемой продукции (товаров), то франчайзер отвечает наравне с франчайзи. К примеру, если окно, произведенное франчайзи, будет потеть, скрипеть и пропускать все возможные осадки, и в судебном заседании будет доказано, что оно было некачественным, то отвечать перед потребителем будут оба.

(К слову, во всем мире франчайзи являются более самостоятельными и независимыми, и потребитель решает все свои вопросы непосредственно с ними. У нас в стране потребителей принято беречь сверх всякой меры, потому у них и нет нужды разбираться, франчайзи это или франчайзер. Стоит товарный знак – значит, его хозяин и виноват).

Это не франчайзинг. Но что это тогда?

Однозначно ответить на этот вопрос, без изучения документов, ответить нельзя. Стремясь избежать жесткой ответственности за некачественные товары (работы, услуги), обязательств перед франчайзи, не желая никого обучать (наставлять, контролировать), «франчайзеры» предлагают самые разнообразные «формы сотрудничества».

Это может выглядеть респектабельно и логично. Потенциальному «франчайзи» объясняют, что с его уровнем инвестиций заключать договор коммерческой концессии нерентабельно – долго, дорого, много бумаги и т. д. Поработайте пока по договору возмездного оказания услуг и поставки, а «там посмотрим». Беда в том, что, согласившись на эти схемы, «франчайзи» расстается с деньгами (уплаченными как паушальный взнос и роялти), но взамен не получит, в общем-то, ничего. Например, окажется, что исполнитель по договору оказания услуг не обязан представлять какой бы то ни было дополнительной поддержки, обучения и т. д. Что до договоров поставки, то их легко можно сформулировать таким образом, чтобы сроки были ограничены, а требования к качеству и объемам поставок – не слишком жесткими. В итоге «франчайзи» лишается права вести бизнес так, как считает нужным, расстается с внушительными суммами под видом паушального взноса и роялти, получая взамен или полный склад неликвидной продукции, или вообще ничего.

Можно ли расторгнуть договор, заключенный под влиянием обмана?   

По общему правилу, каждая из сторон договора коммерческой концессии, заключенного на определенный срок или без указания срока его действия, во всякое время вправе отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону не позднее чем за тридцать дней, если договором предусмотрена возможность его прекращения уплатой денежной суммы, установленной в качестве отступного (ч. 1 ст. 1037 ГК РФ). Однако чаще всего люди только думают, что заключили договор концессии, и тогда возникает вопрос: можно ли расторгнуть договор, который я и не думал заключать?  

Действительно, статья 178 ГК РФ предусматривает, что:

сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения, если заблуждение было настолько существенным, что эта сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку, если бы знала о действительном положении дел.

Достаточно существенным считается заблуждение, например, относительно предмета сделки, природы сделки, самого лица, с которым заключена сделка и т. д. В то же время суд может не признать сделку недействительной. Это возможно, например, тогда, когда заблуждение можно было бы распознать при должной осмотрительности.

Условия признания недействительной сделки, совершенной под влиянием существенного заблуждения, имеют субъективный, оценочный характер и оцениваются судом в совокупности представленных по делу доказательств. И суды нередко указывают, что заблуждение относительно мотивов сделки не является достаточно существенным для признания сделки недействительной и что заблуждение относительно правовых последствий сделки не является основанием для признания ее недействительной по статье 178 ГК РФ.

В заключение еще раз хотелось бы напомнить, что с учетом того, что по самым скромным подсчетам три четверти так называемых «франшиз»  таковыми не являются, несколько тысяч рублей, сэкономленных на услугах юриста в начале, в результате могут обратиться стотысячными потерями. И винить придется только себя: вас же никто не заставлял подписывать договор с условиями, которые вас не устраивают? Договор – вот единственный документ, который регулирует деловые отношения. Все, что сказано и обещано, должно быть прописано. Только текст договора и его смысл будут оцениваться судом в спорной ситуации, и, как правило, в суде не работают ссылки о том, кто кому что обещал и кто от кого что ожидал.   

Франчайзер поставил некачественный товар
Отдел разработки франшиз:
Наверх ↑