Разработка договора коммерческой концессии (франчайзинга) под ключ: стоимость, сроки, стандарты и параметры.
Отдел разработки франшиз
пн–пт 10:00–19:00
Обратный звонок
Москва, Улица 1905 года, д.10а., стр.1

Разработка договора франчайзинга

 После того как продуман весь бизнес-процесс, разработаны методики и стандарты, рассчитана финансовая модель и более-менее самому себе понятен процесс взаимодействия с франчайзи, нужно подумать о том, каким способом будут защищены ваши права как франчайзера и ваш бизнес, и чем будет регулироваться вышеназванный процесс взаимодействия. Вот тут-то и приходит время для разработки договора франчайзинга, который будет входить в ваш франчайзинговый пакет. Будет ли это договор коммерческой концессии или лицензионный договор, зависит от состава вашей франшизы и степени вашей вовлеченности в бизнес франчайзи под вашим брендом.

 Вы, конечно, можете для этого привлечь всех своих ключевых сотрудников, но быстрее и надежнее обратиться для этого к квалифицированным специалистам.

 Юристы Руссикон Групп имеют богатый опыт разработки договоров франчайзинга для разных сфер деятельности. С нашей помощью ваш договор будет непростым, стандартизированным вариантом, а документом, созданным на основе особенностей именно вашей франшизы и содержащим все рычаги взаимодействия, контроля и защиты ваших интересов.

Для чего и кому нужен франчайзинговый договор?

 Прежде всего, конечно, франчайзеру - владельцу франшизы, который уже готов передать свой опыт и права использования своей интеллектуальной собственности третьим лицам. И такая передача должна быть обязательно оформлены документально: лицензионным договором либо договором коммерческой концессии. Это нужно для защиты прав и интересов франчайзера, его репутации и репутации его бренда.

 Для безопасного и эффективного ведения франчайзингового бизнеса в договоре нужно правильно, юридически грамотно сформулировать и прописать все права и обязанности, а также условия взаимоотношения между франчайзи и франчайзером.

Основные этапы проработки договора коммерческой концессии.

 Перед разработкой договора франчайзинга наши специалисты:

  • проверяют документы, подтверждающие права франчайзера на товарный знак/изобретение/полезную модель;
  • проводят с продавцом франшизы подробное интервью с целью тщательного выяснения состава франшизы, деталей передачи франчайзи объектов интеллектуальной собственности, финансовых условий, пожеланий франчайзера к процессу взаимодействия с франчайзи во время действия договора.

 После разработки проекта договора, проект направляется франчайзеру для согласования. После вычитки проекта договора франчайзером наши специалисты отвечают на возникшие у него вопросы и вносят в проект договора правки, которые появились в процессе такого согласования.

Стороны во франчайзинговом договоре.

 В договоре коммерческой концессии Правообладателем и Пользователем могут быть только юридические лица и/или индивидуальные предприниматели, в лицензионном договоре на передачу прав использования товарного знака/изобретения/полезной модели Лицензиаром может выступать владелец данных объектов интеллектуальной собственности – физическое лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя.

Обязательные пункты в договоре франчайзинга.

  1. Самое важное – это предмет договора, то есть то, что передается франчайзи для использования. Это может быть как право только на использование товарного знака/изобретения/полезной модели, так и право на использование целого комплекса исключительных прав на товарный знак, изобретение, коммерческое обозначение, произведения авторского права, ноу-хау франчайзера.
  2. Способы использования объектов интеллектуальной собственности франчайзера, то есть каким образом франчайзи разрешается их использовать (при продаже товаров, оказании услуг, рекламе и т.п.).
  3. Финансовые условия: виды платежей, размер и порядок их выплаты. Договор коммерческой концессии – всегда возмездный договор. Лицензионный договор может быть безвозмездным, если Лицензиаром является физическое лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя, и договор заключается не на условиях исключительной лицензии.
  4. Территория действия договора. То есть, та территория, на которой франчайзи может открывать свое предприятие для ведения деятельности под брендом франчайзера.

  5. Права и обязанность сторон. При разработке договора коммерческой концессии наши специалисты всегда стараются соблюдать золотую середину прав и обязанностей сторон. Излишне жёсткие условия могут быть истолкованы как кабальная сделка, а слишком мягкие – не помогут добиться желаемого результата.

  6. Право франчайзи на «перепродажу» франшизы, то есть на заключение договоров коммерческой субконцессии/сублицензионных договоров и условия такого заключения.
  7. Порядок взаимодействия сторон: выбор и обустройство помещения для предприятия франчайзи, общие условия поставки товара от франчайзера к франчайзи, обучение франчайзи, сотрудничество сторон в области рекламы и маркетинга, процедура открытия предприятия франчайзи и т.п.
  8. Способы проведения франчайзером проверок соблюдения франчайзи условий договора и стандартов франчайзера.
  9. Ответственность сторон. Здесь, как и в случае прав и обязанностей - главное соблюдать баланс, чтобы были прописаны не только штрафы франчайзи, но и ответственность франчайзера. Иначе потенциальный франчайзи может просто испугаться заключать такой, «перекошенный» в одну сторону договор.
  10. Условия изменения и досрочного расторжения. Очень важно предусмотреть условия для внесудебного досрочного отказа от договора, чтобы в случае, если с франчайзи возникнут проблемы, можно было без особых финансовых и временных потерь с ним расстаться.
  11. Срок действия договора. Лицензионный договор и договор коммерческой концессии могут быть заключены на любой срок. Единственное ограничение – это срок регистрации товарного знака или патента. Срок, на который заключается договор, не может превышать срок действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. В случае, когда в договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет.
  12. Порядок регистрации в Роспатенте. Договор, предусматривающий передачу права на товарный знак или патент, не подлежит регистрации, но регистрации подлежит переход к франчайзи права использования товарного знака и/или патента, иначе франчайзи не будет иметь права использовать в своей деятельности эти объекты интеллектуальной собственности. В договоре следует предусмотреть такие условия, как срок подачи документов на регистрацию и распределение расходов на регистрацию.

Чем отличается лицензионный договор и договор коммерческой концессии, в каких случаях заключается тот или иной договор?

 Если в состав франшизы входит целый комплекс прав на объекты интеллектуальной собственности франчайзера (товарный знак, изобретение, коммерческое обозначение, произведения авторского права, ноу-хау франчайзера, программное обеспечение) и франчайзер хочет держать под контролем, как франчайзи соблюдает его стандарты, то в данном случае наши специалисты советуют заключать договор коммерческой концессии. Данный договор наиболее полно защищает интересы франчайзера. Ему посвящена целая 54 глава Гражданского кодекса РФ, в договоре коммерческой концессии можно предусмотреть, например, отказ франчайзи от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) франчайзера, обязательство франчайзи реализовывать, в том числе перепродавать, произведенные и (или) закупленные товары, выполнять работы или оказывать услуги по установленным франчайзером ценам, а также другие условия, защищающие права франчайзера.
 Если же у франчайзера есть только товарный знак или патент, а также, если в состав франшизы входит только ноу-хау и/или авторские методики без товарного знака, в данных случаях заключается лицензионный договор.

Что получает франчайзер при разработке договора франчайзинга в Руссикон Групп?

 Уверенность в том, что:

  • в договоре есть все необходимые условия, защищающие интересы франчайзера;
  • будут правильно оценены риски и соблюдена «золотая середина» прав и обязанностей сторон договора;
  • договор соответствует всем действующим нормам законодательства РФ и в нем не будет формулировок, которые могут привести к признанию договора недействительным.

 Это будет не формальная «рыба» договора, которую можно скачать из интернета, а рабочий документ, который будет содержать в себе нюансы именно вашей франшизы и по максимуму регулировать взаимоотношения сторон в процессе совместной работы. А у ваших потенциальных франчайзи будет:

  • точное представление о правах и обязанностях обеих сторон;
  • уверенность в безопасности заключения контракта;
  • комплексное правовое обеспечение бизнес-интересов.

 Конечно, сразу все возможные варианты развития событий в шаблоне договора предусмотреть нельзя, и процесс совместной работы франчайзера и франчайзи может вносить коррективы в достигнутые договоренности. Но задача наших специалистов состоит в том, чтобы создать документ, с помощью которого стороны смогут как можно более безболезненно решать возникающие вопросы и вносить изменения и корректировки в свои отношения в ходе ведения бизнеса под общим брендом.

На что обратить внимание в договоре?

Памятка для франчайзера.

 Субъекты договора.

В договоре коммерческой концессии и Правообладателем, и Пользователем могут быть только юридические лица и/или индивидуальные предприниматели.
В лицензионном договоре – Лицензиаром может быть как юридическое, так и простое физическое лицо.

 Предмет договора.

Если по договору вы передаете право на использование комплекса интеллектуальных прав, которые вам принадлежат: товарный знак, патент, ноу-хау, ПО, коммерческое обозначение, оформляется договор коммерческой концессии.
Если же планируется передать только товарный знак/патент/ноу-хау - лицензионный договор.

 Ограничение по времени.

Как договор коммерческой концессии, так и лицензионный договор можно заключить на любой срок. Главное условие - срок окончания не должен быть дольше, чем срок регистрации права на товарный знак или патент. В случае, когда в договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет.

 Ограничение на территорию.

Обуславливается передачей всех прав на конкретную территорию (от федерального округа до конкретного адреса). Не забудьте прописать в договоре эксклюзивные права на ведение бизнеса франчайзи на определенной территории.

 Ограничение прав франчайзи.

В договоре можно прописать:

  • обязательство франчайзи не конкурировать с франчайзером на определенной территории;
  • обязательство франчайзи не заключать аналогичные договоры с конкурентами франчайзера;
  • обязательство франчайзи продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги по установленным франчайзером ценам.

 Обязанности сторон.

Правила, которые нужно соблюдать во время действия договора и ответственность за несоблюдение этих правил, должны быть понятны не только вам, но и франчайзи.

 Подготовка франчайзинговой точки к открытию.

Обязанности франчайзера и франчайзи должны быть строго регламентированы: кто готовит дизайн проект, поставляет всё необходимое оборудование и расходные материалы, сколько времени отводится на ремонт и т.п.

 Обучение.

Если вы планируете обучение франчайзи и его персонала, пропишите это в договоре.

 Маркетинг.

Лучше заранее составить смету затрат на маркетинг и прописать в договоре способы рекламы и основные условия сотрудничества сторон в области рекламы и маркетинга.

 Уступка прав.

В договоре вы вправе указать своё право отказаться работать с тем, кто купит у франчайзи его бизнес.

 Регистрация в Роспатенте.

Передача франчайзи права использования товарного знака и/или патента по заключенному между вами договору должна быть зарегистрирована в Роспатенте.

 Досрочный отказ от договора.

Предусмотрите в договоре условия, при которых вы можете досрочно отказаться от сотрудничества с франчайзи, иначе это придется делать в судебном порядке либо ждать окончания срока действия договора.

 

Если у Вас остались вопросы, то Вы можете уточнить информацию об этой услуге по телефону +7 499 971-11-07

Разработка договора франчайзинга
Отдел разработки франшиз:
Наверх ↑