Первое, что необходимо сделать в процессе выбора франшизы — определиться с отраслью. См. каталог франшиз на нашем сайте. В идеале франшиза предприятия, которую Вы рассматриваете для приобретения, должна быть привлекательной для Вас не только с точки зрения бизнесмена, но и потенциального покупателя. Однако не стоит зацикливаться на одной-двух идеях. Проанализируйте сильные и слабые стороны всех понравившихся франшиз. Конечно, если есть возможность, стоит воспользоваться помощью независимых консультантов. Они знакомы с участниками рынка, обладают информацией и специальными знаниями. Благодаря чему можно сэкономить время, деньги и снизить вероятные риски.
Когда нет лишних средств, чтобы привлечь грамотного специалиста, придётся надеяться только на себя. К сожалению, в России по сравнению с Западной Европой и США, еще не так много хороших, а самое главное надежных источников информации. Для поиска франшизы потенциальные франчайзи, как правило, пользуются так называемыми биржами, а также сайтами самих франчайзеров. Источники информации:
- веб-сайты
- консалтинговые компании
- периодические деловые издания
- Выставки и семинары
Певрое знакомство с франчайзером
После того, как было выбрано несколько подходящих на первый взгляд предложений, не стоит торопиться с покупкой, свяжитесь с франчайзерами и запросите информацию о проекте. Неплохо, если эту информацию предоставят Вам оперативно, в хорошо структурированном виде, и при этом ее можно использовать в качестве четкой и ясной инструкции к ведению бизнеса. Если эти сведения переданы франчайзером устно или в разрозненной форме, франшиза, предлагаемая компанией, скорее всего, находиться только на первом этапе развития.
При встрече с потенциальным франчайзером обратите внимание на сервис. Франчайзеры должны быть заинтересованы в потенциальных партнерах, и каждый сотрудник компании обязан содействовать согласованной работе обеих сторон. Уже при общении с представителями компании можно оценить компетентность сотрудников, с которыми возможно придется работать.
На первых переговорах узнайте историю развития франчайзинговой сети. Спросите, как давно компания работает по схеме франчайзинга, сколько средств она вложила в развитие франчайзингового пакета, насколько активно и долго она работает по этой схеме? Поинтересуйтесь о будущих перспективах франчайзера, насколько он верно оценивает перспективы рынка и планируемое поведение конкурентов. При этом обращайте внимание на детали – в них жизнь! Предоставил ли вам франчайзер рекламные буклеты и информацией о сети, брошюры и прочую полиграфическую продукцию? Есть ли у франчайзера корпоративный стиль – логотипа конечно есть у всех. А как обстоят дела с фирменными бланками, конвертами, папками, ручками и прочей канцеляркой, как напечатаны визитки – каждая мелочь имеет значение, не говоря уже о том, как оформлены места продаж. И чем дороже все это смотрится, тем больше франчайзер вложил средств в развитие своего бренда, тем доскональнее он продумал рекламную стратегию и тем более высокую цену он имеет право запрашивать с вас.
Эксперты советуют избегать франчайзеров, устанавливающих высокую стоимость франшизы, но на практике предоставляющих довольно скудную поддержку, а также тех, кто запрашивает приемлемую цену, но включает в неё очень мало.
Признаки надежности
Один из признаков надежности франчайзера - наличие у головной компании собственной сети, работающей не один год. Но не лишним будет изучить географию распространения и объемы продаваемых товаров. Бывает так, что компанию интересует только прибыль, и не важно, каким путем она достигается.
К сожалению, не все компании финансово устойчивы. Если франчайзер готов предоставить доступ к финансовым отчетам и балансам, хотя бы за последние два года еще до заключения договора – это хороший признак.
Еще один важный показатель здоровья любого франчайзера - уровень роста его системы. Она должна расти со скоростью, показывающей, что система здорова и жизнеспособна, способна привлекать новых людей, но не слишком быстро, чтобы не столкнуться с проблемами управления ростом. Узнайте сколько новых франчайзи появляется ежегодно. По мнению экспертов, цифра, на которую стоит ориентироваться - примерно от 10% до 35% от общего числа франчайзи. Недостаток новых франчайзи может означать, что компания нездорова или исчерпала источники роста. Однако это правило не действует для очень крупных или очень маленьких компаний.
Опять же: чем шире франчайзинговая сеть, тем выше вероятность, что можно будет воспользоваться всеми преимуществами в плане маркетинга и рекламы. Разработка программ для продвижения бизнеса – задача франчайзера. Маркетинговые планы могут быть как общенациональными, так и индивидуальными для каждого франчайзи. Стоит поинтересоваться, какой бюджет заложен франчайзером на маркетинг и продвижение, какие существуют каналы продвижения бренда.
Обязательно спросите у потенциального франчайзора, какова степень его участия на подготовительном этапе (ребрендинг, обучение персонала и др.). Уточните, где будет проходить обучение, когда, каким образом? Кто будет проводить обучение: сотрудники франчайзера или привлеченные тренеры? Если у франчайзора есть startup команды, это огромный плюс.
Чаще всего франчазоры стараются не доводить конфликты с франчайзи до суда, так как это очень негативно сказывается на репутации компании. Наличие у головной компании громкого разбирательства в суде, наличие затяжных разбирательств – повод насторожиться. В первую очередь поинтересуйтесь, кто был инициатором судебного дела, что послужило основанием и каковы результаты.
И помните: как бы не был хорошо с виду коммерческое предложение, постарайтесь связаться с действующими франчайзи, по мнению специалистов – это лучший источник информации.
Леонид Григорьев - "РУССИКОН ГРУПП"