Отдел разработки франшиз
пн–пт 10:00–19:00
Обратный звонок
Москва, Большой Тишинский переулок, дом 38
Франчайзинг СтатьиКак избежать конфликтов при франчайзинге

Как избежать конфликтов при франчайзинге

По сути, франшиза является партнерством, хотя и неравным, и именно сложности такого соглашения, и потенциальная возможность возникновения конфликта приводили к провалу франчайзинговых организаций. Из неудачных примеров франчайзинговых сделок можно назвать опыт Subway. Первый магазин по договору франчайзинга открылся в Петербурге на Невском пр. в 1994 г. Однако, не проработав и года, он закрылся из-за конфликта с российским партнером ЗАО "Минутка". Снова сеть пришла в северную столицу только через 10 лет, опять прибегнув к франчайзинговой схеме.

В действительности риски могут возникнуть, как у франчайзи, так и у франчайзера. Они обусловлены несовершенством российского законодательства и недостатком практики разрешения конфликтов между сторонами. Одним из последствий отсутствия правовой базы является нестабильность фискальной политики.

У франчайзера есть большой риск утраты репутации, это происходит из-за несоблюдения франчайзи технологий, стандартов и инструкций. Часто, даже после расторжения договора с таким франчайзи держателю франшизы придется долго восстанавливать свою репутацию.

Немного проще уберечь свою торговую марку от посягательств тем иностранным компаниям, которые вышли на российский рынок через юридически самостоятельные национальные филиалы. Так, российские обладатели генеральной франшизы Kodak самостоятельно зарегистрировали торговую марку Kodak Express в Роспатенте. Под этим именем они развивают сеть фотомагазинов по всей стране и, следят за тем, чтобы знаменитая торговая марка использовалась в законном порядке.

Еще одна серьезная проблема для франчайзера на пути успешного сотрудничества - воровство ноу-хау. Многие бизнесмены во всех странах покупают франшизу на короткий срок для раскрутки своего бизнеса. В итоге франчайзи превращается для франчайзера в конкурента. Из-за недостаточного уровня защиты ноу-хау - как это было в случае с компанией «Теремок – Русские блины» – несколько точек стали работать отдельно с измененным названием, но аналогичным продуктом.

Законодательство, к сожалению, от этого не защищает. Это один из тех многих нюансов, которые необходимо предусмотреть во франчайзинговом соглашении. При этом нужно учесть все возможные каналы ухода франчайзи вместе с секретами франчайзера. А для этого потребуется опытный юрист.

Официально во всех франчайзинговых договорах указывается, что брэнды и технологии передаются франчайзи только на время совместной работы. Но в реальности в случае разрыва отношений бывший партнер может продолжать работать под известной маркой, и привлечь его к ответственности будет очень сложно.

Для того чтобы снизить возможные риски в договорах франчайзинга сети «МакДональдс», например, оговорено требование перехода права собственности на предприятие франчайзи к сетевой компании в случае нарушения договора, в частности раскрытия или несанкционированного использования информации и ноу-хау системы.

Не меньше проблем возникает и у франчайзи. Ограниченная свобода принятия решений; невозможность быстрого разрыва франчайзингового договора; потенциальная конкуренция со стороны других франчайзи и непосредственно франчайзера (для неисключительной франшизы); отсутствие поддержки со стороны франчайзера вопреки оговоренным в соглашении обязательствам; зависимость от финансовой стабильности франчайзера; риск переоценки позитивности имиджа и перспективности торговой марки и/или товарного знака франчайзера - все это при стечении определенных обстоятельств может впоследствии вылиться в серьезный конфликт, и как следствие – расторжению договора.

Как сейчас решаются конфликты, возникающие в рамках франчайзинговых сетей? Существует три основных варианта развития событий:

  • попытаться договориться, этот путь в основном присущ тем системам, которые стремятся сохранить ноу-хау и конфиденциальную информацию

  • в суде (в том случае, когда не удается договориться или не хватает терпения)

  • игнорировать друг друга (т.е. попросту не исполнять условия договоров, не имея желания договариваться, либо не желая вступать в череду судебных разбирательств). Конечно, логичнее всего воспользоваться первым способом, но, к сожалению далеко не всегда это получается. Поэтому судебные иски не редкость

Однако если провести подробный анализ ситуации на рынке, условия приобретения франшизы, тщательно продумать юридическую основу той или иной технологии развития, не поскупиться на услуги юристов, специализирующихся на франчайзинговых контрактах, этих проблем можно легко избежать. Тогда и результаты сотрудничества сторон будут соответствовать целям и ожиданиям.

Отдел разработки франшиз:
Наверх ↑