Отдел разработки франшиз
пн–пт 10:00–19:00
Обратный звонок
Москва, Большой Тишинский переулок, дом 38
Франчайзинг СтатьиТипичные ошибки при выборе и покупке франшизы - проблемы малого и среднего бизнеса

Типичные ошибки при выборе и покупке франшизы - проблемы малого и среднего бизнеса

Типичные ошибки при выборе и покупке франшизы - проблемы малого и среднего бизнеса 

Григорьев Леонид Эльгенович

К.э.н., генеральный директор компании «РУССИКОН ГРУПП»

Благодаря широкой пропаганде франчайзинга и его поступательного развития в России в сознании многих предпринимателей сложился устойчивый стереотип, что покупка франшизы – это современный и надежный способ начать свой собственный бизнес – открыть кафе, ресторан, магазин, салон красоты, агентство недвижимости или туристическое бюро. Многие верят в то, что франчайзинг поможет избежать многих ошибок – достаточно купить понравившуюся франшизу и воспользоваться чужими технологиями ведения бизнеса.

Во многом такие представления действительно оправданы. Однако, чтобы пользоваться всеми достижениями современного франчайзинга и получать от этого не только удовольствие, но и коммерческую выгоду, нужно постараться не допускать тех ошибок, о которых речь пойдет ниже. Компания «Руссикон Групп», которая специализируется на юридической поддержке при сделках с франшизами, обобщила информацию о наиболее трудных вопросах франчайзинга, с которыми сталкиваются предприниматели. Вот 5 типичных ошибок и заблуждений при покупке франшизы.

1. Вера в рекламу. Предприниматели, особенно начинающие, продолжают верить рекламе франшиз, обещающих быстрый доход – особенно в сфере фаст-фуда и услуг населению. Имея на руках капитал 300-500 тыс. рублей люди готовы его вложить, забывая об элементарной проверке. И даже можно было бы понять тех , кто экономит на юридической экспертизе. Но надо хотя бы поинтересоваться, есть ли у продавца франшизы свои собственные розничные точки (магазины, кафе и проч.), посетить их, поговорить с менеджерами точек, убедиться, что вывеска совпадает с тем товарным знаком, который вам предлагается. Простая но очень эффективная проверка, но почему то не все её делают. Хотя совершенно очевидно, что если у продавца нет своих собственных предприятий, то что он может продать, кроме воздуха?

2. Недоверие к документам. Наша юридическая практика показывает, что отсутствие зарегистрированного товарного знака у продавца почему-то не мешает покупателям подписывать договора и платить деньги. А ведь не зря же существует официальная процедура проверки товарного знака на уникальность, процедура регистрации товарного знака по различным товарным классам. И хотя сама регистрация товарного знака в Роспатенте занимает длительное время – обычно до года, тем не менее и до завершения регистрации можно проверить, поданы ли документы на регистрацию, когда поданы, по каким классам товаров – все это можно сделать даже без помощи юриста. Но почему то многие этого не делают. И предпочитают покупать воздух.

3. «Юридическая доверчивость». Все чаще мы сталкиваемся с тем фактом, что клиенты приносят на юридическую экспертизу договора, которые не являются договорами франчайзинга. Продавец предлагает им подписать все что угодно – договор поставки товаров, договор на обучение, консалтинговый договор и проч., но только не то, что действительно необходимо и что действительно может защитить интересы франчайзи, а именно - договор коммерческой концессии. Наши люди склонны доверять продавцам в подготовке договорной базы, а потом оказывается, что продавец не несет никакой ответственности за свои ошибки или недоработки - где-то предоставил покупателю недостоверную информацию и рынке и продукте, дал неправильный совет при выборе помещения, не обучил персонал франчайзи, не передал документацию и стандарты обслуживания. Совокупность всех этих ошибок губит бизнес начинающего предпринимателя, а продавец не несет за это никакой ответственности и спросить с него по закону ничего нельзя. 

4. «Инвестиционная спешка». Очень часто предприниматели спешат поскорее открыть свое дело и начать зарабатывать. А чаще всего их торопит продавец, пугая тем, что скидка на франшизы заканчивается и придется покупать дороже. Люди ведутся на такие уловки и не обращают внимание на очевидные вещи: подписывают договоры с физическими лицами (которые в принципе не могут обладать никакими правами на франшизу), соглашаются на такие сомнительные пункты в договоре как запрет на расторжение договора во внесудебном порядке, выплата штрафов. Подписывают договора на 2-х страничках – а ведь договор передачи прав на товарный знак предполагает подробный регламент взаимоотношений, в нем как в брачном договоре прописывается все – вплоть до процедуры развода. И еще этот договор должен быть зарегистрирован в том же Роспатенте. Но до этого никому нет дела – все спешат заработать. И в результате теряют деньги.

5. Недооценка предпринимательского риска. Очень часто в Руссикон Групп обращаются предприниматели, которые купили франшизу, поработали какое-то время и закрылись не окупив своих вложений. Анализ этих случаев показывает, что как правило одна ошибка из перечисленного выше списка была совершена и все попытки что-то отсудить у продавца франшизы обречены на неудачу. Однако, мы считаем, что еще больший вред предпринимателям наносит весьма распространенное заблуждение о том, что купив франшизу мы автоматически получаем гарантию успеха. Этому мифу немало способствует реклама и популярная «деловая» литература. Важно понимать, что есть моменты, за которые отвечает только франчайзи – это выбор места и помещения для открытия точки, анализ проходимости заведения, подбор персонала, управление людьми, повышение качества работы с клиентами, привлечение денежных средств. Это неполный список того, что должен делать предприниматель и где он не должен совершать ошибок. Продавец конечно же консультирует и помогает, но риски все равно несет покупатель. К нам часто обращаются с просьбой отсудить у продавца убытки и потери. Особенно популярна тема неправильно выбранного места для торговой точки. Но справедливости ради надо сказать, что по договору франчайзинга предпринимательский риск невозможно переложить только на продавца франшизы. Решение принимает всегда франчайзер и успех зависит от его грамотности и подготовленности.

Отдел разработки франшиз:
Наверх ↑