Экспертиза договора франчайзинга: стоимость услуги, стандарты, параметры оказания консультации.
Отдел разработки франшиз
пн–пт 10:00–19:00
Обратный звонок
Москва, Улица 1905 года, д.10а., стр.1
1
Юридическая и
финансовая экспертиза
франшизы
2
Сопровождение сделки
при покупке
франшизы
3
Подбор персонала
для франшиз
4
Правовые споры
Заказать комплекс услуг

Экспертиза договоров франчайзинга

 Экспертиза договоров франчайзинга – это необходимая составляющая франчайзингового бизнеса, которая состоит из анализа документа или отдельной части на соответствие законам и нормативно-правовым актам.
 Несколько десятилетий в России существует такой вид бизнеса, как франчайзинг, а отдельного закона и даже понятий «франчайзинг и франшиза» в российском законодательстве пока не закреплено.
 Есть только понятие договора коммерческой концессии, единственного, близкого по содержанию к зарубежному аналогу «франчайзингового договора». Только в этой форме договора предусмотрена передача от правообладателя пользователю комплекса прав на товарный знак, знак обслуживания, коммерческого обозначения, а также секрета производства и ноу-хау. В случае, если правообладатель намерен передать право на использование какого-то одного объекта интеллектуальной собственности (товарного знака или ноу-хау), используют лицензионный договор, но это уже не совсем франчайзинг, если вкладывать в это понятие совокупность бренда, технологий, известности правообладателя на рынке и т.п.

Во франчайзинге, в зависимости от специфики бизнеса, в комплект к договору коммерческой концессии может входить:

  • Договор поставки;
  • Договор оказания услуг;
  • Агентский договор.

 Чаще используют один комплексный договор коммерческой концессии. Хотя суть этого договора раскрыта в статье 1027 ГК РФ ч.2, единой формы не существует. Во-первых, потому что в разных компаниях совершенно разные бизнес-процессы, во-вторых, даже в рамках одного бизнеса они могут меняться со временем.

Основные задачи экспертизы:

  • выявление спорных моментов, которые нарушают положения действующего законодательства РФ;
  • анализ условий договора и выяснение, соответствуют ли они интересам Заказчика;
  • выявление недостающей информации и разработка предложений по детализации условий;
  • проверка на наличие ошибок и противоречий, которые могут повлечь за собой правовые и прочие риски.

 Наши специалисты, опираясь на многолетний практический опыт во франчайзинге, сделают всё, чтобы формулировки договора стали прозрачными, понятными и однозначными.

Кому и зачем необходима экспертиза договора франчайзинга? – в первую очередь франчайзи.

Экспертиза необходима, если у вас есть сомнения и возникли вопросы:

  1. Прежде всего вы хотите понять, существует ли реально предложенная вам франшиза, не фейк ли это или очередной «инфобизнес», что конкретно продается?
  2. Зарегистрирован ли товарный знак и кому принадлежат права на его использование, и вам нужна помощь в проверке этих данных в Роспатенте.
  3. Нет уверенности, что текст не противоречит действующему законодательству.
  4. В составленном партнером документе непонятны формулировки и условия.
  5. Продавец франшизы настойчиво торопит вас с покупкой, иногда даже предлагая различные скидки и акции, которые скоро закончатся, а это дополнительный повод для экспертизы.
  6. Продавец утверждает, что предложенный вам договор типовой и в нём нельзя ничего менять – ещё одна веская причина для экспертизы. Дело в том, что договор – это всегда согласие двух сторон.

 Совет: Чем раньше вы закажете экспертизу, тем быстрее вы развеете свои сомнения, стоит ли вам покупать франшизу и получите ответы, какие риски существуют при этом.

На что обратить внимание в договоре коммерческой концессии?

Памятка для франчайзи

 Субъектами договора должны быть:

Правообладатель (франчайзер) – владелец товарного знака;
Пользователь (франчайзи) – получатель права на товарный знак (только юридические лица или ИП).

 Предмет договора:

По договору передаются права на использование комплекса интеллектуальных прав, которые принадлежат франчайзеру: товарный знак, патент, ноу-хау, ПО, коммерческое обозначение и т.п.

 Ограничение по времени:

Договор можно заключить на любой срок, главное, срок окончания не должен быть дольше, чем срок регистрации права на товарный знак или патент.

 Ограничение на территорию:

Означает передачу всех прав на конкретную территорию. Размер территории может быть неограничен – от федерального округа до конкретного адреса. Требуйте правообладателя прописать в договоре эксклюзивные права на ведение бизнеса на определенной территории.

 Ограничение конкуренции:

В договоре коммерческой концессии можно прописать ограничения конкуренции между правообладателем и пользователем на территории предприятия пользователя.

 Обязанности сторон:

Правила, которые нужно соблюдать во время действия договора и ответственность за несоблюдение этих правил, должны быть понятны. Не менее важно понимать, какие обязанности и ограничения существуют для франчайзера.

 Снабжение:

Чтобы не было разногласий – нужен регламент работы с поставщиками.

 Подготовка франчайзинговой точки к открытию:

Обязанности франчайзера и франчайзи должны быть строго регламентированы: кто готовит дизайн проект, поставляет всё необходимое оборудование и расходные материалы, сколько времени отводится на ремонт и т.п.

 Обучение:

Как правило, добросовестный франчайзер обязательно прописывает в договоре помощь в обучении и повышении квалификации самого франчайзи и его персонала.

 Маркетинг:

Проверьте, как в договоре отражён механизм распределения взносов на маркетинг. Сколько запланировано потратить на федеральном и на региональном уровне или какая реклама планируется на территории функционирования вашей точки.

 Стандарты ведения бизнеса:

Чтобы не подпадать под санкции со стороны франчайзера, стандарты должны быть максимально подробно описаны и бизнес-процессы достаточно детально регламентированы.

 Уступка:

Хорошо, если в договоре будут прописаны все возможные уступки другому лицу. Однако, франчайзер может указать своё право отказаться работать с тем, кто купит у франчайзи его бизнес.

 Регистрация в Роспатенте:

Переход к франчайзи права использования товарного знака или патента должен быть зарегистрирован в Роспатенте. Если регистрации нет – вы не имеете права использовать товарный знак/патент.

 Расторжение договора:

Все случаи расторжения договора коммерческой концессии в одностороннем порядке предусмотрены в главе 54 ГК РФ. Однако такое право есть только у франчайзера.
Важно, чтобы в договоре как можно подробнее были прописаны все условия, когда франчайзи в одностороннем внесудебном порядке может разорвать отношения с правообладателем, и нет ли в тексте непомерных штрафов или отступных.

 Если непонятны или вызывают сомнения какие-то пункты договора, а франчайзер их не объясняет, есть смысл обратиться к нашим специалистам по франчайзингу. Проанализировав договор, он поможет не только правильно оценить риски, но и разработает альтернативные договорные условия и стратегию воплощения их в жизнь.

Стандарты правовой экспертизы договоров франчайзинга

 Правовая экспертиза требует комплекса знаний специалистов. При всей специфике франчайзингового бизнеса анализ договоров проводится на основе сложившихся стандартов и сводится к анализу отдельных элементов договора:

  1. Стороны договора:
    • анализируются участники по договору (юридическое лицо, ИП), проверяется:
      • актуальность юридических и финансовых реквизитов;
      • виды деятельности сторон (лицензии, разрешения и т.п.);
      • наличие прав уполномоченных на совершение сделки лиц.
  2. Предмет договора франчайзинга:
    • Предмет договора – передача права на товарный знак и т.п.;
    • что конкретно передается и какие услуги при этом оказываются.
  3. Дата заключения договора:
    • срок действия договора;
    • дата совершения операций, которые предусмотрены договором.
  4. Порядок расчетов:
    • как предусмотрена оплата паушального взноса, роялти;
    • какой порядок повышения роялти;
    • какие предусмотрены дополнительные платежи типа маркетингового взноса;
    • включен ли НДС в ваши обязательные платежи;
    • предусмотрено ли освобождение от уплаты взносов, на каких условиях и т.п.
  5. Меры ответственности каждой из сторон по договору.
  6. Обязанности каждой из сторон.
  7. Алгоритм взаимодействия сторон по открытию точки и контролю за ведением бизнеса.

Методика правовой оценки документов

 Правовая экспертиза договоров проводится по устоявшейся методике и состоит из нескольких этапов:

  1. На первом этапе при тесном взаимодействии со специалистами заказчик формулирует список вопросов, на которые хочет получить ответ в экспертном заключении.
  2. Специалисты анализируют предоставленные заказчиком документы. Известно, что в ряде случаев, договоры из-за допущенных ошибок могут быть признаны недействительными.
  3. Документы исследуются на соответствие действующим законодательным актам. Договор и сопутствующие ему документы проверяются на наличие информации, прямо противоречащей законодательству. Если обнаруживаются положения, несоответствующие нормативным актам, выполнение обязательств по такому договору считается невозможным, а договор – недействительным.

Виды экспертиз, проводимые нашими специалистами

  1. Устная экспертиза представляет собой консультацию по телефону или при личной встрече без подготовки письменного заключения. По желанию заказчика наши специалисты готовы поделиться своим экспертным мнением и дать ряд рекомендаций.
  2. Экспертиза по отдельным условиям договора, интересующих заказчика, с предоставлением письменного заключения.
  3. Экспертиза всего договора с предоставлением письменного заключения. Такое заключение содержит описание проделанных экспертом исследований и письменные выводы в виде ответов на поставленные вопросы заказчика, а также рекомендации по внесению изменений/дополнений в договор.

Что нужно предоставить для проведения экспертизы?

 Экспертиза договора проводится, как правило, по бумажным носителям, поэтому для её осуществления необходимо предоставить бумаги в любой, удобной для вас форме:

  • всё, что вам предложил франчайзер для заключения сделки;
  • Свидетельство о регистрации товарного знака и другие сопутствующие документы или их копии;
  • хорошо, если вы поделитесь с нами деталями переписки с франчайзером, относящиеся к оформлению документов франшизы;
  • если вы оформляли протоколы разногласий, нам важно будет их проанализировать.

Что у меня будет после обращения в РУССИКОН ГРУПП?

 Если во время переговоров у вас не получается полностью исключить невыгодные условия из договора, добиться изменений помогут наши опытные специалисты.

 В результате проведения правовой экспертизы договора франчайзинга вы получите:

  • проверку регистрации товарного знака/патента, принадлежащего франчайзору;
  • оценку договора (отдельных условий договора) на соответствие требованиям действующего законодательства, а также на соответствие вашим ожиданиям и предварительным договоренностям с франчайзером;
  • четкое понимание своих рисков, если вы будете подписывать договор в первоначальной редакции, предложенной франчайзером;
  • четкое представление об обязанностях, которые вы и франчайзер принимаете на себя, подписав договор; мерах своей ответственности и ответственности франчайзера; возможностях расторжения договора и выхода из бизнеса;
  • предложения по внесению изменений и дополнений в текст договора;
  • протокол разногласий, который можно предложить на рассмотрение франчайзеру.

 Вы можете привлечь нашего юриста и после проведения правовой экспертизы документов для дальнейшего комплексного правового обеспечения бизнеса и представления интересов в различных инстанциях.

Если у Вас остались вопросы, то Вы можете уточнить информацию об этой услуге по телефону +7 499 971-11-07

Экспертиза договоров франчайзинга
Отдел разработки франшиз:
Наверх ↑